Главная » 2015 » Апрель » 14 » Экономический кризис России – причины и пути выхода

Экономический кризис России – причины и пути выхода

14.04.2015 в 23:51 просмотров: 4273 комментариев: 0

Выступление Е. Сизёнова на заседании круглого стола "Школы современной политики" 14 апреля


Профессор Д.Я. Травин изложил возможные пути, но все они не имеют шанса. Поэтому моё выступление будет скорее отражать экономическую идеологию нашей партии, наше видение экономической системы.


Пути выхода можно искать в поиске оптимальной ключевой ставки процента, величины де-нежной массы М1, М2, масштабах интервенций на валютном рынке, в поиске внешних займах на азиатских рынках и т.д. За антикризисную меру можно выдавать предложение о повышении пенсионного возраста. Всё это, конечно, должно быть в рамках текущей политики правительства и ЦБ. И многое, наверное, в рамках этой политики делается правильно. Но мы как партия хотим говорить не об этом. Не о сиюминутном.


И даже не о «крымнаше» и вовлечённости России в конфликт, а по сути, в гражданскую войну в Украине. Как это усугубило кризис и ограничило возможности выхода из него, мы знаем. Но это самостоятельная проблема, важная и большая.
Программа нашей партии писалась до этих событий и до этого кризиса. И в части экономики программа всё так же актуальна. Кризисы как элементы цикла присущи любой рыночной экономике. Задача не в том, чтобы экономика развивалась без кризисов, а в том, чтобы фаза роста значительно превышала рецессию. Тогда на длительных интервалах будет рост. Так работают экономики развитых стран. У нас же в России, если брать последние два десятилетия, и кризисы более глубокие, и рост не очень быстрый. Особенно это показательно на примере последнего цикла, который начался после кризиса 2008-2009 гг. Рост за этим последовал, но слабый и затухающий, а уже в 2014 г. он сменился новой рецессией.


Основная проблема нашей экономики – её неэффективность. Она конкурентосопобная только в сырьевом секторе и в низких переделах, например, в металлургии. Много раз говорилось, что надо слезть с нефтяной иглы, продавать на мировом рынке продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но именно по этой продукции мы неконкурентоспособны.


Экономическая система должна сама внутри себя генерировать силы для выхода из кризиса и роста. Внутри самой себя – это значит, что ведущая роль должна принадлежать именно бизнесу. Не государству, а бизнесу. Выход из кризиса – это перетекание капитала туда, где зарождаются точки роста. Выход из кризиса – это сокращения на неэффективных предприятиях вплоть до закрытия. Выход из кризиса – старт новых проектов. Бизнес сам должен их находить и видеть для себя стимулы инвестировать в них.
Мы вообще не очень связываем экономический рост с какими-то мерами государственной поддержки. Они не смогут даст долгосрочного эффекта, если не будут созданы базовые условия для экономического развития: экономическая свобода, частная собственность, конкуренция.


В чём роль государства? Может в том, чтобы давать госгарантии на сотни миллионов под амбициозные кулинарные проекты известных режиссёров, навеянные буквально квасным патриотизмом? Да государство вообще не должно лезть в те сферы, где прекрасно работает конкурентный рынок! Оно тем самым только убьёт конкуренцию! Нет, государство должно способствовать условиям для развития предпринимательства, обеспечивать равные права, равный доступ к ресурсам. Должно способствовать снижению входных барьеров на рынки и доступности инфраструктуры. Государство должно отказаться от избыточной зарегулированности бизнеса, от дорогостоящих процедур лицензирования деятельности. То, что можно, следует переводить на саморегулирование, на обязательное и добровольное страхование ответственности.
Экономика не может жить в режиме «ручного управления». Нужны современные институты. Нужны прозрачные, честные и простые процедуры и правила. Должна быть исключена возможность произвольно их менять, например, создавать кому-то заведомые преимущества на победу в тендерах, отменять результаты в случае победы «не той» фирмы и т.д. Это важнейшая и антикоррупционная, и антимонопольная мера. А значит, направленная на повышение общей эффективности.


Мы вообще считаем коррупцию основным тормозом экономического роста. Мы считаем главным борьбу не столько с ней самой, сколько с условиями, её порождающими. Коррупция и сопутствующие ей явления (распилы, нецелевое расходование бюджетных средств и т.д.) – следствие, прежде всего, избыточных функций государства и наличия госкорпораций.


Госкорпорации сейчас составляют основу российской экономики. Они выполняют не столько экономические, сколько политические задачи. Это хуже, чем классическая частная монополия, т.к. в отличие от неё они принимают решения, руководствуясь не соображениями экономической выгоды, а задачами поддержки сложившейся системы власти и экономических отношений. Названия этому социологи дают разные: капитализм для своих, корпоративизм, патримониализм. Но эта система не может обеспечить развитие.
Госрасходы могут стать инструментом роста. Но мультипликатор бюджетных расходов в сложившейся системе работает слабо. Потому что средства идут не на развитие, не на снижение тари-фов, а на обеспечения статусных благ топ-менеджеров, на спонсирование того, что в данный момент нужно правящему классу.


И ведь госкорпорации созданы не только в тех отраслях, которые могут быть объяснены естественной монополией. Хотя обоснованность отнесения к естественным монополиям в некоторых случаях сомнительна. Но для чего, например, создана «Роснефть» и другие государственные нефтяные компании? В отрасли, в которой успешно работает частный капитал и которая способна при-влечь инвестиции?


Ведь когда начался кризис нынешний, госкорпорации повели себя как паразиты: стали просить деньги из ФНБ. Та же «Роснефть» больше всех. А для реализации политически амбициозного, но экономически очень сомнительного проекта китайского трубопровода потребуется обнуление НДПИ. Он, как пообещал Путин, не будет убыточным, но будет льготируемым. То есть акционеры дивиденды и топ-менеджеры свои бонусы получат, а вот бюджет – шиш.


Задача реформы госкорпораций, сокращения их доли в экономике – важнейшая. Мы понимаем, сколь серьёзные личные интересы это затрагивает. Госкорпорации работают на самовоспроизводство этой системы. Они главные её бенефициары и спонсоры. Это вопрос политической воли, и нынешняя власть никогда на это не пойдёт. Но без этого экономики, способной адаптироваться к кризисам и выходить из них, нам не построить.


А инфраструктурные проекты, финансируемые из бюджета в виде госгарантий или взносов в уставный капитал? Зачастую, это действительно нужно, потому что иного источника финансирования не найти. Такие проекты могли бы стимулировать рост через мультипликатор. Но когда проекты неизбежно сопровождаются откатами, растратами и уводом этих денег на Виргинские острова, то какой тут может быть мультипликатор?


Резюмируем нашу позицию. Предпосылками для стабильного экономического роста может стать расширение поля экономической свободы при сокращении присутствия государства в экономике. А именно:
- создание условий для развития предпринимательства;
- поддержка конкуренции, основанной на частной собственности;
- нацеливание антимонопольного регулирования прежде всего на борьбу с государственным монополизмом;
- создание эффективных институтов саморегулирования.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2014-2016 Санкт-Петербургское региональное отделение Партии народной свободы. Создать бесплатный сайт с uCoz